Вступительное слово от создателя проекта — Яковлева Владимира Федоровича
Здравствуйте, уважаемые друзья!
Не буду останавливаться на своей биографии, кратко она представлена на странице сайта моего бюро переводов «Аристотель» — («о компании»-«о руководстве»). Именно на этом сайте я и решил разместить сокращенную, иначе говоря демо-версию проекта – «Оборона Порт-Артура. Взгляд из XXI века».
Здесь же познакомлю Вас с тем, как я пришел к исследованию истории русского Порт-Артура, какие результаты уже достигнуты и что планирую предоставить Вам в итоге.
______________
Начну по порядку. По первому образованию я историк-востоковед, дипломная работа была посвящена русско-японской войне. Позже окончил аспирантуру, кандидатская диссертация также связана с данным регионом, более конкретно, с КВЖД. Но к теме изучения Порт-Артура я пришел не через историческое образование, а вернее, наоборот, в мир истории мне открыл двери Порт-Артур. И эта ситуация весьма банальна для большинства граждан бывшего Советского Союза, которые столкнулись с произведением Александра Степанова «Порт-Артур». Для всех, кто читал данный исторический роман, уже все ясно и можно не продолжать объяснение. Ведь это какая-то мистика… Сложно назвать Степанова великим писателем, т.к. он был писателем, по большому счету, одного романа, но какого романа! Справедливости ради отмечу, что в двухтомнике «Порт-Артур» нет особых глубоких (или оригинальных) философских мыслей, идей, вся драматургия сценария была написана самой историей войны, произведение весьма простое, доступное для читателя. Но, тем не менее, оно обладает какой-то чудовищной способностью оставлять след в сердцах читателей. Хочется даже сказать не «след», а «шрам», «рубец», но эти слова, верно передающие силу воздействия, имеют негативный оттенок, в то время, когда произведение Степанова заряжено чистотой, светом, искренностью. Оно учит добру, порядочности, воспитывает людей. С этой книгой я столкнулся еще будучи совсем ребенком, в шесть лет. На прочтение двух томов у меня ушло, не буду обманывать, более двух лет. Потом были «Цусима» Новикова-Прибоя, произведения В. Пикуля «Каторга», «Богатство», «Крейсера» и многие другие, и в итоге, моя судьба, мой жизненный путь, заложенные «Порт-Артуром» Степанова.
______________
Теперь познакомлю Вас с тем, чего мы добились, что у нас имеется и как мы к этому пришли. Постараюсь изложить по возможности кратко.
Как известно, Порт-Артур всегда был стратегически важным военным объектом и, в силу этого, закрытым городом. Царская Россия, Япония, СССР, КНР – все имели там военные базы. И лишь недавно, примерно с 2008 года, этот город (уже район города Далянь) стал доступен для иностранных туристов. Я с радостью этим воспользовался, жил в гостинице у моря, возле батареи Электрического утеса у пляжа. Это пояснение тем, кто опасается селиться в самом Порт-Артуре и располагается в Даляне, т.е. запрета для иностранцев нет (почти нет, но о запретах в отдельной статье). В первую поездку пробыл примерно дней 10, не более. За это время весьма освоился в городе, обрел много друзей. Сразу уточню, я великолепно владею китайским языком, особенно письменным, проблем в коммуникации не возникало. Находясь в Порт-Артуре, убедился, что местные жители почти не знают ничего о расположении многочисленных укреплений, редутов, батарей, фортов (кроме заезженных туристами 4-5 объектов). Поначалу такое незнание меня удивляло, но позже обратил внимание, что все укрепления находятся по внешнему периметру горных цепей и возвышенностей, а сам город спрятан внутри, поэтому ничего удивительного, что даже будучи детьми, местные жители не находили эти объекты. В общем, с тех пор я много раз приезжал в Порт-Артур, пропущу все нюансы, кратно: самое главное мое достижение – это нахождение и изучение всех объектов города и обороны, сохранившихся до наших дней. Поверьте, с полной ответственностью пишу это. Речь идет не просто о крупных зданиях, но и домах отдельных полковников, генералов, не только о фортах и укреплениях, но и о самых отдаленных редутах, временных батареях, люнетах, промежуточных позициях вдали от передовой укрепленной линии. Мы не просто снимали все со стороны, но и находили тысячи способов проникнуть внутрь домом, успешно достигали этого даже там, где строго запрещено. А как пробирались, чтобы достичь полевых позиций… сейчас уже и страшно вспомнить. Чтобы пойти на то, что совершали, нужно было обладать сумасшествием, страстью в глазах, гореть этой темой, «болеть» ей. Я не преувеличиваю и не факт, что повторно решился бы на многое. И на сегодня, возможно, являюсь единственным, кто знает, что где находится. Это не пустое бахвальство. Найти всё, сопоставить китайские наименования с русскими, современные карты с историческими, НАЙТИ ДОРОГИ, удобные дороги, это очень и очень сложно. Второе достижение: мы всё запечатлели на фото и видео, крайне подробно, проводили репортажи, поясняли. Сейчас это действительно важно. Ведь на моих глазах сносили батарею «литера А» бульдозерами, полностью уничтожены форт №1, открытый капонир №1, срезаются горы и строятся микрорайоны, изменяют береговую линию, те здания, которые не ремонтируются, находятся в сильно аварийном состоянии. Поэтому очень важно, что для истории мною сохранено всё, что было доступно. Конечно, здесь не обошлось без проблем. Уже последующие просмотры видео показали, что далеко на экране многое воспринимается не так, как вживую. Теряется глубина, масштабность. Имеется и еще одна новость – климат сильно изменился за последние годы. На объектах обороны везде прорастают хвойные, если точнее – сосны. Они пробиваются всюду, даже из камней. И поверьте, или зоологи ошибаются относительно скорости роста хвойных, или время так быстро идет, но буквально на глазах из года в год закрываются обзоры. На большом количестве объектов панорамные снимки и видеозаписи уже ничего не давали, теряли смысл. Однако, несмотря на все минусы, которых много, любители истории должны оценить.
В общем, краткое заключение – все, что возможно найти, было найдено, изучено, запечатлено на фото и видео. Достигнут результат благодаря стечению многих факторов, как объективных – владение китайским языком, свободное время, деньги, хорошее знание истории, высокий уровень подготовки, так и субъективных – громадное количество случайных встреч, знакомств и обстоятельств, которые везде открывали «двери», где только возможно.
______________
Теперь самое главное – что я планирую предоставить Вам, т.е. ради чего все делалось. На этом сайте будет располагаться демо-версия проекта. О структуре и порядке добавления материалов все уже сказано в разделе «о проекте». Но итоговая цель заключается в следующем:
создание комплекта продукции – двух томов иллюстрированной глянцевой книги, посвященной русскому Порт-Артуру, всему, что можно обнаружить из его истории в наши дни с разделами фото и статей, а также с приложением DVD сборника. Деление по томам – городские объекты и объекты обороны. Работы уже идут, имеется четкое представление намеченной цели, ее понимание и этапы достижения.
Изначально проект не коммерческий, по крайней мере, в части материалов его сокращенной версии, расположенной на данном сайте. Что же касается печатных изданий, вы понимаете, мы должны компенсировать расходы. Хотя и здесь не обойдется без спонсорской помощи. Уже установлены отношения с представителями Государственной Думы Российской Федерации, с некоторыми историческими фондами. В общем, цели у меня не коммерческие, постараюсь все сделать максимально доступно по цене.
С уважением,
кандидат исторических наук
Яковлев Владимир Федорович